Uran

Автостопом на футбол

Друзья меня часто спрашивают, расскажи какую-нибудь историю из своих путешествий. Особенно часто они надеются услышать что-то из серии "Интриги, скандалы, расследования", касательно моих футбольных евровыездов. Но тут их ждёт разочарование. Дело в том, что я люблю сам путь превращать уже в часть приключения, что само собою исключает истории "в пьяном угаре", что, тем не менее, как мне кажется, не делает их менее увлекательными. Собственно с этой целью и была написана эта заметка о моём первом европейском выезде в Кардифф и Вольфсбург. Хочу представить её на суд посетителей Трипстера. Возможно, кому-то это будет интересно и познавательно.
Утром 7 сентября 2009 года я сел на станции Тушино на первую электричку до Шаховской и следующие 3 часа дремал, набираясь сил перед большой дорогой. Шаховская расположена довольно близко к трассе М9 (Рига) и достаточно удалённо от Москвы, чтобы было и удобно стартовать, и рассчитывать на трафик, добавляющийся с первой и второй бетонки. Буквально через 5 минут я уже ехал в Мерседесе с бывшим военным ныряльщиком – собеседником весьма интересным и умным. Вместе мы проехали почти до границы Тверской и Псковской областей, откуда на нескольких локальных перекладных я уже достиг латвийской границы. Прибалтийские таможенники (будь-то латыши или эстонцы) весьма любопытны в части твоего пребывания в их стране. Диалог, если коротко, был примерно следующий:
- Цель вашего визита?
- Транзит.
- Почему у Вас испанская виза?
- Планирую отдыхать в Испании, но сейчас направляюсь в Англию транзитом через Латвию. Вот Британская виза.
- Сколько у Вас денег с собою?
- Достаточно, чтобы провести одну ночь с оплаченной гостиницей. Вот бронь.
- Что вы будете здесь делать в течение дня?
- Ничего. Вот билет на самолёт в 9-30 утра.
- Где Ваше транспортное средство?
- Путешествую пешком.
- Вы идёте пешком из Москвы???
- Ну, меня подвозят водители. Не беспокойтесь, вечером я уже буду в Риге.
А также куча мелких вопросов, типа «Что в рюкзаке?» и т.д.
Пройдя, таким образом, таможню пешком, я оказался на латвийской стороне, где сразу за постом встретил двух местных фарцовщиков преклонных лет. Они стали спрашивать, есть ли у меня с собою алкоголь и сигареты, всячески обозначая готовность их у меня выкупить, и были сильно удивлены, что у меня нет ни того, ни другого. Думаю, что в их глазах я был чудаком, который имеет возможность пересечь границу, но при этом не пользуется шансом на этом заработать. Увы, все приграничные районы одинаковы: граница становится главным источником дохода, и её пересечение уже никак иначе не рассматривается.
Далее был довольно муторный отъезд от границы на локальных машинах, которые везли по 5-10 км, пока, наконец, не зацепил «дальняк» почти до самой Риги. Правда, «почти» означало ещё около 70 км, причём свернул он с трассы в довольно неудачном месте: далее шла неосвещённая трасса практически без обочины. Пахло серьёзным «висяком»…
Однако в мою экипировку всегда входят 2 вещи. Первая – это жёлтый светоотражающий жилет - ценнейший артефакт, добавляющий +25% к «стопности» в дневное время и снимающий «игнор» в ночное. :) Также в этом жилете меня зачастую принимают за дорожного рабочего днём и за ДПСника ночью. И то, и другое мне на руку, т.к. в первом случае я вызываю больше доверия, и водители чаще останавливаются, а во втором они неизбежно снижают скорость, что в итоге даёт им же самим больше времени оценить ситуацию и принять решение взять или не взять попутчика. Вторая вещь – это налобный фонарь Petzl: удобный, яркий и надёжный.
Итак, достав артефакты, я постарался стать максимально заметным на этом унылом участке трассы. Чтобы не слепить фонарём водителей, я повесил его на шею, направив луч вниз на себя. Минут через 15 рядом со мною остановилась машина, водитель которой довёз меня до окраины Ригы. Уже в машине я узнал, что изначально он принял меня за… дорожный знак (!) и притормозил, чтобы посмотреть, о чём он предупреждает. Да, именно так я и выглядел в темноте: жёлтое пятно с лампочкой наверху, т.к. лицо уже скрывалось в темноте.
Таким образом, в час ночи по местному времени (или всего 17 часов спустя момента старта от Шаховской) я был на окраине Риги. У немногочисленных «местных» я узнал, что до ж/д вокзала (а именно рядом с ним находился мой хостел) теоретически ещё можно доехать на троллейбусе. Дойдя до остановки, я понял, что дождаться троллейбуса уже маловероятно, поэтому продолжил стопить. Минут через 15 остановилась легковушка, молодой парень в которой спросил куда мне. Выяснилось, что ему по пути и он, кивнув назад, сказал: «Садись». Оказавшись на заднем сидении, я заглянул вперёд (обычно одинокий водитель всё-таки сажает попутчика рядом с собою) и обнаружил там… кальян! В ногах сидения стояла колба, а на самом сидении лежал «шланг». Затянувшись, и предложив мне (я вежливо отказался), он двинулся дальше в сторону вокзала, по пути рассказывая в какой стрёмный район меня занесло и как мне повезло, что я встретил его. В итоге к половине второго по местному времени я уже стучал в дверь хостела.
Тут стоит отвлечься и объяснить, почему путь в Кардифф пролегал через Ригу. Дело в том, что цены на самолёт в России и в Европе на одни и те же расстояния различаются в разы. Особенно в этом плане хороша компания RyanAir, ближайшим от Москвы аэропортом которой является Рига. Так, мой билет в одну сторону Рига – Лондон (аэропорт Стэнстед) стоил около 2000 р. Для сравнения рейс Москва – Лондон (Хитроу) от BMI обошёлся бы более чем в 6000 р. в одну сторону.
Итак, 8 сентября утром я приехал в аэропорт Риги и отбыл в Англию. Особенностью авиакомпаний-лоукостеров, а RyanAir их типичный представитель, является то, что они прибывают не в основные аэропорты, а в небольшие, находящиеся в 50-100 км от основного города. Однако Лондон на тот момент и не являлся основною целью моего пути, поэтому приземление в Стэнстеде мне было даже на руку, т.к. дальнейший пусть мой пролегал как раз мимо Лондона в сторону Кардиффа.
И вот мне предстояло доселе неизведанное испытание – автостоп левой рукой :) Да, да, левостороннее движение Великобритании подразумевает, что и стопить машины ты будешь «зеркально». Это поначалу сильно сбивало с толку, т.к. казалось, что ты стопишь в метрополитене. Тем не менее, через некоторое время остановилась первая машина, и я двинулся в сторону окружной Лондона. Стоит отметить, что из 6 водителей, с которыми я ехал от аэропорта до Оксфорда (погуляв по этому городку, в Кардифф я уже отправился на поезде), было только два британца (англичанин и валлиец), а остальные оказались девушкой-полькой, мозамбикцем, немцем и тринидадцем. Поистине мультинациональная страна! Кстати, на последнем остановлюсь чуть подробнее. Во-первых, он стал первым чернокожим, от которого я реально услышал «In da house» (о, да!), а во-вторых, он оказался мужем Ванессы Ланкастер – вокалистки группы Touch and Go. Выяснилось это после того, как я сказал, что прибыл из Москвы, на что он ответил, что его жена как раз сейчас улетела в Москву на частный концерт. Позже мои коллеги по работе поставили под сомнение правдивость слов моего водителя, но Google его реабилитировал (www.press-centre.tv/kmmer/mer_list/414.html).
Таким образом, вечером 8 числа на вокзале Кардиффа меня уже встречали мои друзья (одноклассник и одногруппница: в своё время они через меня познакомились и поженились), которые живут сейчас в этом городе. Собственно, благодаря их приглашению, я и получил британскую визу.
9 сентября был днём матча между сборными Уэльса и России. Русских в городе было много (я их ещё накануне в поезде начал встречать), вели они себя шумно, но, вопреки расхожему мнению, прилично. Возможно, цена «цивильного» выезда и сложность получения визы отсекла самых буйных фанатов сборной. Ходить по улицам с баночкой сидра Strongbow или британского эля там не запрещалось, поэтому подготовка к матчу у меня шла на ура. :)
Миллениум Стэдиум, на котором играет местная сборная, на самом деле стадион регбийный, и в футбол здесь играют только на уровне национальных команд. Поскольку билеты на матч покупались на месте (50 фунтов против 150, что предлагали турфирмы в России), то и сидели мы не с нашими болельщиками, а напротив них среди местных «кузьмичей». К слову, таких как мы, было тоже не мало: на трибуне встречал ребят, которые живут или учатся в Англии и также заказывали билеты через местные компании. Собственно всё боление валлийцев сводилось к протяжному выкрикиванию «Wales, Wales», которое больше напоминало вой сирены скорой помощи. Единственным актом «агрессии» в нашу сторону была прилетевшая сверху мне в голову скомканная программка, когда я во весь голос орал «Гоооол!!!», празднуя выход нашей сборной вперёд 2-1. После матча мы в компании других российских болельщиков шли от стадиона в центр, неся огромное полотнище российского флага. Несколько представителей местной молодёжи пытались выказать нам своё «фу!», но при агрессивной попытке приблизиться были мгновенно атакованы местными стражами правопорядка. После этого парочка «бобби» постоянно следовала невдалеке от нашей стихийной компании, подсказывая, в какую сторону ходить не надо и смущая продавцов магазинов, отказывавшихся при виде их продавать нам алкоголь. Кстати, то, что регби в Уэльсе более приоритетный вид спорта, чем футбол, мы имели возможность убедиться на следующий день. Так, в Университете, где учится в аспирантуре моя подруга, всего 2 человека поздравили её с победой. Остальные валлийцы даже толком и не представляли, что за событие происходило вчера у них в городе. Хотя, я думаю, у нас тоже не многие знают, что в июле этого года в Москве проходил Чемпионата Европы по регби-7. :)
Следующие два дня я провёл в Кардиффе, изучая достопримечательности города и съездив в расположенный в часе езды английский город Бристоль. Естественно везде моя коллекция пополнялась местными футбольными шарфами. В субботу утром мы все трое поехали гулять в Лондон. Вечером ребята вернулись в Кардифф, а я в час ночи сел в автобус до всё того же аэропорта в Стэнстеде, откуда в 6 утра у меня был рейс в Германию в аэропорт Дюссельдорф-Веце. Забавно что автобус до аэропорта стоил 10 фунтов – ровно столько, сколько и мой билет на самолёт. Да, такие вот там цены на перелёты. :)
Прилетев в Германию, быстро скооперировался на общее такси до ж/д станции с двумя немцами, откуда поехал к другу в Дортмунд. В «собаке» я задремал, и разбудил меня какой-то шум. Мы подъезжали к Оберхаузену, и в вагоне было довольно много футбольных фанатов. Оказало, что в этот день проходил матч второй бундеслиги между местным Рот-Вайсом и Алеманией Аахен (www.dfb.de/...28&cHash=557ab4d311). Я не мог упустить возможность почувствовать дух провинциального дерби (Оберхаузен и Аахен – два небольших шахтёрских городка в Вестфалии) и вышел вместе с фанатами. Сразу с электрички их встречала местная полиция, которая вежливо приглашала всех в автобусы (обычные рейсовые, специально организованные для трансфера до стадиона). Уже в автобусе я завязал разговор с парнями. Узнав, что я русский, от меня потребовали водку :) А когда я сказал, что я еду на матч в Вольфсбург, они сразу же стали улюлюкать и называть эту команду «shit», а в конце резюмировали, что это вообще команда без фанатов и за неё никто не болеет (позже я убедился в обратном). Доехав до стадиона, я понаслаждался подлинно футбольной атмосферой, царившей в округе, позавидовал местным парням, которые могли спокойно покупать пиво не территории стадиона, купил «розы» обеих команд и, дождавшись автобуса, двинул обратно к вокзалу, откуда поехал дальше в Дортмунд.
Всё воскресенье и понедельник я провёл в Дортмунде у Вида (Видмантас – литовский аспирант, учащийся в Дортмунде), с которым пару лет назад познакомился на Hospitalityclub, а во вторник утром отправился на собаках дальше в сторону Вольфсбурга.
Здесь я немного расскажу о том, что такое Рейнско-Рурский регион и почему я не путешествовал там автостопом. Дело в том, что вся его северная часть – это один сплошной город или, как правильнее это называется, конгломерат городов. Такие города как Дуйсбург, Оберхаузен, Эссен, Гельзенкирхен, Бохум, Дортмунд и другие более мелкие образуют одну практически сплошную городскую застройку, протянувшуюся с запада на восток более, чем на 60 км. Всё это соединено сетью автобанов и железнодорожных путей. Это ад для автостопщика, т.к. практически невозможно найти нормальную позицию для старта, а водители могут ехать куда угодно, но только не в ту сторону, куда тебе нужно. К счастью, у Вида имелся СиместрТикет – полугодовой билет на все виды транспорта внутри всей земли Северный Рейн - Вестфалия. Билет этот представлял собою обычную pdf-ку, которую можно было распечатать на любом принтере. Стоит ли говорить, что ещё до моего отъезда из России он выслал мне этот билет и, начиная от аэропорта в Веце и заканчивая Ганновером, я пользовался этим проездным документом. Конечно, вместе с билетом положено предъявлять и аусвайс, но на практике у меня документы ни разу не спросили, тем более, что ещё до подхода контролёра я доставал билет и держал его на виду, всем видом показывая свою добропорядочность.
Вольфсбург оказался совсем небольшим городком. Неудивительно, ведь до войны он звался Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен, что означает примерно «городское поселение для работников автозавода КдФ». В общем, это что-то вроде нашего Тольятти, причём завод занимает территорию, большую чем сам город. Моя гостиница, которая была на карте на самом краю города, оказалась всего лишь в 20 минутах пешком от центра. Скинув в ней вещи, я отправился обратно на вокзал, куда примерно в это время должны были приехать ещё одни ребята, с которыми я ранее познакомился на Tripster’е.
У них был мой билет на матч, поскольку билеты к моменту моего отъезда из России (а это, напомню, было уже более недели назад) ещё не были в продаже. Встретившись перед входом в вокзал, мы стали обсуждать план дальнейших действий. Обсуждение несколько затянулось, и мы не заметили, как вокруг нашей пятёрки стянулось кольцо местного ОМОНа. Нас вежливо попросили наши паспорта, которые они забрали с собою в спецфургон, где, видимо, пробивали по базе на предмет нашей причастности к каким-либо правонарушениям. Пока изучались наши паспорта, полицейские по одному отводили нас в сторону и просили показать содержимое сумок. Искали они, прежде всего, пиротехнику. У одного из парней был обнаружен имперский флаг, после чего он некоторое время объяснял, что к расизму это знамя отношение не имеет. Также в процессе общения с местными правоохранителями мы стали догадываться, чем вызвали столь пристальное внимание. Самый крупный из нас красовался в чёрной майке с белыми буквами ACAB, что, видимо, и вызвало подозрения и недовольство, т.к. его настоятельно попросили застегнуть куртку и не показывать эту провокационную надпись. Минут через 20 нам вернули паспорта и отпустили, сказав двигаться исключительно в сторону стадиона, минуя центр, где бы мы, по их мнению, могли бы набедокурить. Пройдя метров 300 в сторону стадиона, мы свернули на первом же перекрёстке в сторону центра и скрылись из глаз. В центре мы наткнулись на ресторанчик, уже плотно оккупированный конями и присоединились к общей компании. Пока мы сидели, пили пиво и обсуждали перспективы команды и выезда, довелось наблюдать интересную картину. Мимо ресторанчика прошло человек пять «местных», явно из фанатов. Спустя минут 10 (видимо сделав полный круг по кварталу), их стало уже 8. На следующем обороте их число возросло до 10, потом до 15, а вот на последующем круге их число практически удвоилось, но приросли они, правда, местными копами, которые сопровождали их метров в 10 позади. Сделав ещё один такой совместный круг почёта, процессия исчезла и больше не появлялась. Всё-таки вопросам безопасности в Европе уделяют повышенное внимание.
Как я уже писал выше, в Оберхаузене мне сказали, что у Вольфсбурга нет фанатов. Возможно, это связано с тем, что на выездных матчах у них действительно слабая поддержка, поскольку город сам небольшой. Но это абсолютно не касается домашнего матча. Было ощущение, что на игру пришёл посмотреть весь город, что, в принципе, не так далеко от истины, когда в городе на 120 тысяч жителей полностью заполняется 30-тысячный стадион. Особенно впечатлило вступление, когда весь стадион пел командный гимп, чётко, как лозунг пропевая «Ва-Фи-Эл» (VfL Wolfsburg). В конце же шоу с экрана табло на гостевой сектор, сверкая глазами и оскалившись, смотрел огромный матёрый волк, что также впечатляло. Пиво на стадионе продавали, но лишь безалкогольное. Кстати, стюардов и продавцов на нашем секторе собрали, сплошь, русскоговорящих, хотя и немцев - сервис однако.
После проигранного вчистую матча настроения особого не было, да и на следующий день предстояла непростая дорога домой, поэтому, пропустив в баре кружечку немецкого пива и посмотрев обзор первого игрового дня Лиги Чемпионов, отправился в гостиницу. В отеле я оказался не единственным болельщиком ЦСКА, что оказалось мне на руку, т.к. на следующий день «упал на хвост» одной семейной паре. Они прилетели в Берлин ещё на прошлой неделе, взяли напрокат автомобиль, пожили недельку в Германии, посмотрели игру и сегодня ехали обратно на рейс из Берлина в Москву. С ними я и доехал по трассе до поворота на Берлин, оставшись на заправке ловить машину до Польши. Да, забыл сказать, что ехать мне предстояло до Бреста, откуда в 5 вечера следующего дня у меня был поезд до Москвы, билет на который был куплен заранее. Собственно задача «успеть на поезд» мне представлялась несложной, т.к. впереди было всего 800 км пути по автобану и более суток времени. Однако со следующим водителем всё пошло не так…
За рулём остановившейся машины оказался доброжелательный турок. Единственной проблемой было только то, что он не говорил по-английски, а только по-немецки и по-турецки. Однако объяснить, что тебе нужно в сторону Варшавы можно, думаю, и на китайском, поэтому, услышав от него «Poland? ОК!», я успокоился и сел в машину. Примерно через 50 км автобан разветвлялся. Прямо шла дорога 2 (она же E30) до Варшавы и далее на Москву, а налево уходила окружная «десятка», ведущая на север. К моему огромному удивлению водитель свернул налево. «Warszawa!», - воскликнул я, показывая в сторону удаляющейся развилки, «Poland? ОК!», - ответил мне улыбчивый турок. Через некоторое время он ушёл с окружной берлинской трассы 10, на 11-ый бан, ведущий… в Польшу. Да-да, мы действительно ехали в Польшу, но то ли языковой барьер, то ли топографический кретинизм водителя привели меня вместо Варшавы в славный город Щецин, что на севере Польши у самого Балтийского моря. Расставшись с ним на повороте в город, я стал стопить дальше. В принципе, в 10 км далее было пересечение с трассой E65, которая шла на юг и приводила бы меня обратно на варшавскую трассу. И следующий водитель-поляк, который, кстати, ещё и сносно говорил по-русски, взялся довезти меня до этой развилки. Но, если день не задался, то нечего ждать, что эта тенденция вдруг переломится. Тот перекрёсток мы благополучно проскочили, причём оба поняли это, только когда уже выезжали на E28 в сторону другого польского города – Кошалина, куда и направлялся поляк. Ничего не оставалось, как ехать дальше вдоль моря. «По крайней мере, движемся в сторону России», - философски заметил я, чтобы подбодрить расстроившегося такой промашкой водителя. Под Кошалином мне, наконец, улыбнулась удача в лице молодого поляка, который ехал до Познани, расположенной как раз рядом с варшавской магистралью. В пути мы много и интересно общались – благо у него не было проблем с английским. В итоге парень ради меня немного продлил свой маршрут, чтобы довезти до трассы, и высадил на заправке, пожелав удачи в пути. И удача действительно пришла ко мне. Вначале в виде молодой пары, с которой мы по пути остановились перекусить (а покушать в Польше всегда стоит!) и которая довезла меня до большой стоянки грузовиков. А затем в виде водителей-дальнобойщиков, которые, понимая, что в тёмное время поймать машину уже довольно сложно, передавали меня друг другу, договариваясь в пути по рации. Сменив таким образом одну за другой 4 грузовых машины, я благополучно объехал по окружной Варшаву и в третьем часу ночи остановился в придорожном мотеле. Кстати, весь придорожный сервис в Польше на очень высоком уровне, поэтому водители-дальнобойщики всегда стараются проскочить Германию, чтобы остановиться покушать и поспать уже в Польше.
Выехать на накануне за Варшаву, невзирая на позднее время, было очень важным решением, т.к. любой крупный город, а тем более столица является огромным магнитом, вбирающим в себя утренний трафик. Единственным «магнитом», который может с этим соперничать, является граница, поэтому, находясь восточнее Варшавы, я на следующий день довольно споро двигался в сторону Белоруссии. Границу пересекал с очередным местным фарцовщиком, причём, как это бывало всегда и раньше, машину досматривали достаточно внимательно («откройте багажник», «покажите, что на заднем сиденье»), при этом полностью игнорируя мой рюкзак с вещами и ещё полную спортивную сумку футбольных шарфов в придачу :). Пройдя границу, мы с водителем выехали в город Брест и распрощались. До поезда было ещё 2 часа, которые я потратил на покупку сувениров и обед.
Как только я оказался на своём месте в вагоне, тотчас открыл бутылочку пивка и блаженно, с чувством выполненного большого дела растянулся на нижней полке. Моё очередное путешествие, полное увлекательных событий и незабываемых встреч, подошло к концу. Всего за 12 дней я преодолел по земле более 4 тыс. км, из которых 2,5 тысячи автостопом, совершил два перелёта, посетил 9 городов в 5 странах и 2 футбольных матча. Чёрт возьми, оно того стоило!
Россия: Шаховская, Москва    Германия: Вольфсбург, Weeze, Оберхаузен, Дортмунд    Латвия: Рига    Великобритания: Лондон, Кардифф    Беларусь: Брест    Польша: Кошалин   
  • 402
  • 6
  • 5
В избранное ответить

Обсуждение последний ответ 4 октября 2015

Трипстер
Трипстер Рекомендация
Узнать расписание поездов и купить железнодорожные билеты можно на сайте ufs-online.ru.
Boktan
Спасибо за рассказ!
Tityana
Суперрр! И рассказ классный и человек ты смелый!!!:)
Uran
Спасибо :) Это не первая автостопная поездка по Европе: в первой я 18 дней катался по Европе. :)
kombat
хороший трип
astashin
А сколько всего по деньгам вышло (с сувенирами и.т.п)?
Uran
Я, честно говоря, не считал :)
Задайте вопрос про город местным жителям и путешественникам,
уже побывавшим в нем
задать вопрос