mauta

Завод по ремонту подлодок

Уникальный рассекреченный военный объект - комплекс для субмарин. Представляет собой подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения, в т.ч. ядерного. Способен выдержать прямое попадание заряда до 100 килотонн, что в 5 раз превышает мощность "малыша", сброшенного на Хиросиму. В полностью автономном состоянии объект мог существовать 3 года.
После развала Союза и раздела Черноморского флота, объект утратил свое военное значение. По одной версии, он стал "тесен" для современных субмарин. Возможно дело в том, что у Украины просто нет подлодок (если не считать ржавое неплавучее "Запорожье").
В итоге он был заброшен, охрана снята, и длительное время объект подвергался мародерским набегам.
Несколько лет назад часть объекта подмарафетили и сделали музей. Теперь туда может попасть любой желающий

СЕКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ 825 ГТС



Мы были одними из первых официальных туристов, посетителей этого интереснейшего музейного объекта — военного завода, который был рассекречен и отдан властями Крыма (читай Украины) в 2004 году, за ненадобностью — музею.

Немного истории.

Этот музейный экспонат — бывший секретный стратегический объект (кодовое наименование «Секретный объект 825 ГТС»), единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект из рассекреченных военных объектов на планете — подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний, овеянный легендами и преданиями городок Балаклава на несколько десятилетий превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов Советской России.

Случайные очевидцы несколько лет назад под большим секретом рассказывали о том, что в Балаклавской бухте есть такое место, где подводные лодки исчезают прямо в скалах. Оказывается, это вовсе не враки, а самая что ни на есть правда. Субмарины заплывали по подземному каналу в чрево горы Таврос (с тюркского переводится как «пустая») для ремонта.

В начале пятидесятых годов прошлого века И.Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своём роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа. Строительство подземного завода для ремонта и снаряжения субмарин завершилось в 1961-м году.

Строился подземный гигант основательно. В случае угрозы прямого ядерного удара — а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн — толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самостоятельно существовать несколько месяцев (некоторые предполагают и больше года), вместив при этом 3000 человек — все тогдашнее население Балаклавы.

Дело в том, что туннель пробивался сквозь скалу, коэффициент плотности грунта которой соответствует седьмой категории твердости, почти что гранит. Выдолбленные в скале помещения покрывались железобетоном, толщина которого составляла 56 метров, а затем сверху заливались еще и жидким стеклом.



Завод. Противоатомные двериВорота-двери специальной конструкции поражают своим техническим устройством и изумляют массивностью, одна только толщина дверей более двух метров! Когда завод работал, входы маскировались камуфляжными сетями, и было невозможно заподозрить, что живописная гора таит в себе столько секретов.

В подземном водном канале могли одновременно становиться на ремонт семь-восемь подводных лодок, субмарины пополняли запасы пищи и воды, осуществляли разгрузку, погрузку ядерных боеголовок.

В самом начале, когда я ступила на территорию завода по ремонту подводных лодок, на меня неизгладимое впечатление произвела дверь. За свою довольно долгую специфическую работу я увидела и описала не одну сотню разных дверей, в том числе и очень необычных: старинных, инкрустированных и бронированных, но такую я видела впервые.

Все уже давно ушли, а я всё не могла оторваться... Пришлось догонять группу, было немного жутковато, так как освещение слабое (ещё бы, откуда у музея средства на нормальное освещение, и откуда у музея средства на поддержание такого огромного подземного города, с множеством дорог, бывших сверхсекретных хранилищ, огромных туннелей?)

Музейный экскурсовод, с желто-бледным лицом, вялым и равнодушным взглядом, монотонным голосом, докладывала нам про завод. Слушать эту даму было почти не интересно, но и без неё было чем заняться, мы глазели по сторонам, везде, куда только можно было заглянуть, заглядывали, трогали, щупали. Помещения были довольно чистыми и очень просторными. Экскурсовод запугала нас, что кислорода в подземном городе недостаточно, а дышалось замечательно, конечно было ещё и довольно свежо, но Саша нас предупредил и мы взяли с собой тёплые вещи.

Подземный город производит сильное впечатление!



Завод. Подземный канал


Завод. Самый широкий коридор для подлодок


Рельсовая дорога в туннеле



Огромные длинные тоннели с узкоколейкой, по рельсам которой подвозили на платформе вооружение подводных лодок от арсенала к подземному водному каналу.

Сотрудница музея вещала страдальческим голосом о том, что она не в состоянии показать нам все объекты завода, но мы просто обязаны ей поверить, что на территории этого подземного города также расположены бывшие оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения торпедного и иного вооружения, продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, столовые, кухни, ванные, душевые и даже комнаты отдыха.

Наконец наше внимание надолго привлёк комбинированный подземный водный канал с сухим доком. Его глубина достигает 8 метров, ширина — от 8 до 12 метров, а высота арки канала — 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода — 5100 кв. м. водной поверхности под землей — 3 тыс. кв. м. Длина канала — 380 метров, длина дока — 110 метров.

Музейная дама не рассказывала, а как будто отчитывалась, сухо и по делу. На вопросы почти не отвечала, спешила на воздух, в тепло. Сколько же было у нас вопросов, а Саша был занят.

Дело в том, что в «сборную» команду (кроме нашей группы была ещё другая туристическая) попали два немца, их сопровождала молодая девушка, которая имела вид испуганный и раздосадованный из-за случившейся с ней и бюргерами неприятности.

Переводчик, которого они ждали специально для экскурсии по музею, не приехал. Девушка чуть не плакала, ей было стыдно перед немцами, сама она, конечно, была не в состоянии вести экскурсию по заводу.

И что вы думаете? На помощь пришёл Саша! Девушка почти повисла у него на шее от радости и благодарности. Но сначала всё же вышла небольшая заминка. Саша видимо неплохо знал английский, а немцы, как оказалось, по-английски почему-то не бельмеса! Саша же по-немецки знал столько же, сколько немцы по-английски. Сошлись на французском языке, на котором вроде поняли друг друга, после чего Саша безвозмездно, то есть даром, согласился помочь немцам и девушке.

Я же оказалась слишком любопытной. Одновременно осматривая необычный объект, не упускала из виду Сашу и двух здоровенных немцев, один из которых, не переставая, всю дорогу, восклицал: — «О, майн гот!», а второй всё время спотыкался.

«Ага, обалдели!», — думала я, и гордость охватывала меня, охватывала и распирала.

Когда писала этот очерк, просматривая информацию в интернете, в одной статье прочитала следующее:

«Да, не зря мы боялись Советского Союза, — сказал, выйдя из штольни, Джон Хинкли из Коннектикута, который был с нами в одной группе. Вообще это удивительно — экскурсии начали проводить совсем недавно, для продажи билетов нет ещё даже помещения, а в штольне уже успело побывать немало любопытствующих туристов из Польши, Канады, США, Израиля, Голландии, Франции, Германии. Говорят, у них эта экскурсия становится популярной под названием «Балаклавский экстрим»
Украина: Балаклава   
  • 193
  • 0
  • 5
В избранное ответить

Напишите свой ответ

Трипстер
Трипстер Рекомендация
Мы делаем человеческие экскурсии для современной аудитории, на которых можно встретиться с действительно интересными людьми: историками, журналистами, искусствоведами, архитекторами и т.д. Посмотрите наши экскурсии в 300 городах мира
Задайте вопрос про город местным жителям и путешественникам,
уже побывавшим в нем
задать вопрос