ruukr

Осло, Тампере, Санкт-Петербург

Осло.
Менее чем через час пути мы были в центре столицы Норвегии - на автовокзале. Когда садились в автобус, сомневались в правильности выбора самого простого пути. Смущала стоимость билетов, которая превышала стоимость перелета из Парижа в Осло (520 норвежских крон на двоих). Но времени на раздумья не было, так как погода была не на нашей стороне. Решили, что обратно поедем на поезде, если это будет возможным. Из автовокзала незаметно перешли в здание железнодорожного вокзала, используя надземные переходы, различные фуникулеры, траволаторы. Увидев вывеску универсама "Rimi", зашли. Мы знали, что Осло является вторым по дороговизне городом в мире после Токио. Но одно дело - знать, а другое дело - калькулировать цены, умножая всё на "5" и переводить их в рубли. Конечно, можно абстрагироваться от этого, но не получается. Видимо, необходимо время, чтобы привыкнуть к хлебу за 150 рублей, яблокам по 120 рублей, яйцам по 200 рублей и т.п. Но и в этом пугающем ассортименте мы смогли сориентироваться и подобрать себе необходимый продуктовый минимум на завтрак, обед и ужин, в виде креветок и мидий, картошки, апельсинов, булочек, йогурта, козьего молока, норвежского шоколада, печенья с перцем и сыра.
Знаменитая норвежская красная рыба стоила 220 крон за килограмм, селёдка - от 22 крон за стограммовую баночку. Зато креветки были оценены в 15 крон за килограмм. Обратили внимание на то, что в супермаркете ничего, кроме пива и слабоалкогольных напитков не продаётся (до 4,7® крепости). За сдачу тары (бутылки, пустой банки) полагается вознаграждение 1 крона. Как потом выяснили, даже пивом после 18:00 запрещено торговать. Во всём городе мы встретили только один магазин винно-водочной продукции, да и то закрытый (в субботу до 15:00). Тут же, в торговом зале, расположены автоматы по её приему. Сдав тару и получив вознаграждение, можно здесь же помыть руки. Также заметили в торговом зале автомат по нарезке хлеба, пользующийся успехом у норвежских домохозяек.
На железнодорожном вокзале попытались разобраться с терминалом покупки билетов на поезд, но не получилось с первого раза. Пытались найти карту города, но не нашли. Предлагались бесплатно карты и расписание поездок по Норвегии. На выходе из вокзала обнаружили "турист информатион" (работает с 7:00 до 20:00, в субботу до 18:00). Здесь же бесплатные карты города, здесь же путеводитель на русском языке. Отель я бронировал через сайт "www.easytobook.com", в котором ещё не разобрался с распечаткой маршрута, и у нас был лишь адрес отеля. Девушка доходчиво объяснила, что до отеля, расположенного по адресу Storgatta 55, идти десять минут и отметила маршрут на карте.
В Осло хорошо развита сеть общественного транспорта (метро, морские паромы, автобус, шикарные трамваи), проезд от 26 крон. Можно купить карту "Oslo pass", дающую право бесплатного проезда в общественном транспорте и входа в музеи. Но размеры этого полумиллионника, думаю, позволяют обходиться без него. Четырёхчасовая обзорная экскурсия по городу на автобусе стоит 320 крон, но мы его так и не встретили. То ли не сезон, то ли желающих не нашлось.
В этом европейском круизе в Осло у нас самый дорогой отель - 550 крон за ночь. Точнее, это не отель, а хостел "Anker". Без труда нашли его десятиэтажное современное здание. В холле приветливый персонал. Показали распечатку брони девушке с "ресепшена".
- ОК, время заселения после 15:00. Вы можете оставить свои вещи в комнате для багажа.
- Спасибо.
До заселения ещё два с половиной часа и мы отправились гулять по холодному, и, казалось, неприветливому городу. С кварталом нам не повезло. Большинство жителей - переселенцы из Африки. Но вели они себя достаточно спокойно, и в дальнейшем за пределами этого квартала мы их практически не встречали. На нашем пути был ботанический сад, ботанический музей. Последний оказался закрытым на ремонт. Зашли по очереди в музей Мунка (Munch). Вход бесплатный, как и в большинство городских музеев. С рюкзаком меня не впустили, а 10 крон с собой не было, чтобы оставить его в ячейке хранения багажа. Понравились творения норвежского художника.
Тем временем подошло время "check-in", и мы ушли заселяться и согреваться в хостел.
- С вас 1 620 крон, - сказала улыбающаяся девушка на "ресепшене", когда мы заполнили карточки гостей, - это вместе с бельём. Его вы можете взять на соседней стойке. Завтраки будете оплачивать? С девятого марта они у нас со скидкой - 55 крон с человека (до этого были по 85).
- Спасибо, не будем.
Позже, мы прочитали правила заселения, вывешенные в номере, платить здесь нужно за всё. Залог за ключ - 200 крон, залог за посуду, залог за пользование плитой, штраф за позднее выселение (200 крон за час). Посмеялись над норвежской предупредительностью: "Штраф за курение в отеле 200 крон. А если сработает пожарная сигнализация, которая у нас очень чуткая, то приедет пожарная машина, и тогда штраф будет составлять 4 000 крон, да-да, четыре тысячи крон!" - так мы перевели их предупреждение. Это, как с двойным красным на светофоре...
В Осло для пешеходов нет жёлтого сигнала светофора. Есть "красный" и "двойной красный" сигнал, когда загораются две красные лампочки. Но русского пешехода и "двойной красный" не остановит.
Номер нам понравился. Как в хорошем студенческом общежитии. Добротные двери, замки (электро-механические), деревянные стеклопакеты, приличная сантехника. Конечно, смущала цена, но мы же в Норвегии!
Пообедав, мы отправились в центр города. Темнеет рано. В 15:00 наступили сумерки. Зашли в центр Нобеля, посетили местные магазины. Складывалось впечатление некоторой провинциальности горожан и городских прилавков, что связано с ассортиментом и своеобразным взглядом на моду. Удивились продаже унт в отделе обуви. То ли это сувенирная продукция, то ли суровая необходимость для путешествующих на север. Цена унт - 2 200 крон, самая дорогая обувь в Осло.
Также забежали погреться в местную сувенирную ярангу, расположенную на набережной. Тролли, унты, шкуры, оленина, изделия из бересты. Гуляя по улицам, заметили толерантность населения к холоду. Некоторые одеты в свитера, кто-то в одном классическом костюме куда-то спешит, отдельные граждане, заняв места за столиками на открытых площадках, кушают мороженое. Несмотря на минусовую температуру и снег на улицах, работал городской фонтан.
Зашли на вокзал, чтобы узнать о возможности добраться до аэропорта "Rygge Moss" по железной дороге. Возможно, но стоит 165 крон, и первый поезд отправляется после девяти утра, что нас не устраивало. Диспетчер с информационной городской службы также подтвердила это и в качестве альтернативы посоветовала всё тот же автобус, пятичасовой утренний рейс.
Вечер провели в холле отеля, так как только из него был доступен бесплатный беспроводной Интернет. Заметили, что хостел пользуется популярностью, о чём гласила табличка "мест нет". Несмотря на это, туристы подходили, чтобы удостовериться в этом на "ресепшене".
Проснувшись под стук в дверь чернокожего уборщика номеров, выбежали на зарядку. В Осло разыгралась небольшая метель. Хотели прибежать в парк скульптур, но так его и не нашли. Город достаточно спортивный. Об этом свидетельствуют повсеместно встречающиеся стоянки велотранспорта и любители джоггинга, неспешно отмеряющие свои километры.
После пробежки ушли дальше знакомиться с городом, по пути согреваясь в кафе и магазинах. Даже в этой достаточно дорогой стране можно найти что-то приемлемое, если ориентироваться на "tilda" и "sconta", что мы перевели, как "скидки". Пожалуй, одни из немногих норвежских слов, оставшиеся в памяти (ещё gratis - бесплатно, но это слово встречалось реже). Норвежцы могут не бояться ни проливных дождей, ни трескучих морозов и промозглых ветров, а также спокойно отправиться в любой горный маршрут. Лёгкая промышленность страны обеспечат их высокотехнологичной и высококачественной одеждой и обувью! Возможно, такой лозунг можно отнести к тому, что встречалось в их магазинах.
Не удержались и приобрели себе по спортивной курточке, а ребёнку - зимние ботинки.
Забежали на уютный новогодний рынок. Торговля шла неспешно. Продавца мы не заметили, также как и покупателей. Невозможно оторвать взгляд от разнообразных ёлочных новогодних сувениров, которыми была заполнена площадь перед ратушей.
Посмотрели на развод почётного караула у королевского дворца. Обращает на себя внимание некоторый диссонанс между формой с перьями на шляпах и современным стрелковым оружием в руках королевских гвардейцев, которые, несмотря на морозный ветер, несут караульную службу.
- Слава, это им в наказание?
- Нет, Надя, это - почётный караул!
Мы же, изрядно подмёрзнув, забежали в кофейню. В кафе нас приятно удивило качество обслуживания и кофе. В центре зала были установлены столы с графинами с водой, льдом, долькой лимона, веткой красной смородины. Желающие наливали воду в прилагающиеся пластиковые стаканчики. Всё достаточно стильно и выдержанно. Как и район, в котором мы случайно оказались в поисках парка скульптур.
Я не сторонник подсматривать за чужой жизнью, но от норвежских окон невозможно оторваться. Точнее от того порой музейного вида, который открывается за чистой и практически прозрачной витриной из стекла (минимализм в занавесках). Многие дома были построены из дерева, что ещё больше подчёркивало их аутентичность. Ничего лишнего в комнатах. Картины, книги, светильники "под старину", изредка - электроника. Периодически в интерьерах просматривались спокойные люди, живущие размеренной жизнью. Такое же спокойствие на улицах и в общении. Под стать домам были оформлены и витрины магазинов. Иногда, даже было непонятно, что перед тобой: магазин, музей, квартира или антикварная лавка?
Ну а потом мы попали в средневековую крепость, со стен которой любовались открывающейся перспективой ночной набережной и городскими огнями. Даже строительные краны имели на своих стрелах разноцветные огоньки и напоминали собой карнавальные ёлки. Я выбирал ракурсы для съёмки и удивлялся красотам этого северного городка, затерянного в далеких фьордах и так не похожего на другие.
Гвардейцы короля и в замке несли свою службу. И, несмотря на мороз и практически полное отсутствие посетителей, чеканили шаг по гулким мостовым. Каждые тридцать минут под звук колоколов на городской ратуше они меняли свои посты. Мы же из крепости перенеслись в оперный театр - современное строение в стиле хай тэк, построенное из стекла, дерева и немного бетона, располагающееся на побережье залива. Любой желающий может зайти в него, чтобы согреться, выпить кофе, сфотографироваться. В фойе установлены электронные терминалы, через которые можно заказать достаточно недорогие билеты (100 крон).
Осло показался нам высокотехнологичным городом. Мы не стали обменивать евро на кроны в обменных пунктах или пользоваться услугами терминалов по выдаче национальной валюты. Везде принимались банковские карточки к оплате. Иногда у меня спрашивали ID-card, которым выступала социальная карточка москвича.
На этом наше знакомство с городом закончилось. Утренний подъём намечен на 4:00.


Осло - Тампере - Санкт-Петербург.
Ранний звонок будильника известил о начале продолжительного дня. Когда мы вышли на улицу, нам показалось, что город так и не засыпал. По улицам сновали машины такси, встречались прохожие, открывались кафе. Отдельные незаконопослушные граждане выражали свой гнев и крушили мусорные баки (но недолго), доставляя работу полиции. Другие стремились занять тёплые места в открывающихся вокзалах, веселящиеся разноязычные туристы возвращались из ночных клубов. Лишь когда выехали на автобусе за пределы города, воскресное утро напомнило о себе тишиной автострады.
Автобус то нырял в постоянно встречающиеся тоннели с всевозможными транспортными развязками, то нёсся между высоких заснеженных скал и лесов по пустынному шоссе. Некоторые двойственные мысли не покидали. Нам безусловно понравилось это северное чудо. Но почему так дорого? Почему мы за проезд в аэропорт заплатили, как за самый дорогой переезд в нашем круизе, так же как и за хостел, обошедшийся нам дороже трёхзвёздочной гостиницы в Милане? Почему в стране, добывающей нефть, литр бензина стоит от 12 крон? Почему её жители такие обеспеченные, что даже эмигрантам платят приличные пособия, за которые последние согласны на любые морозы?
Мир настолько многогранен и неоднозначен, что лишь оказавшись за границами обычного, начинаешь понимать его и смотреть на себя с другой стороны. Возможно, что как-нибудь летом прилетим сюда, чтобы побродить по пешеходным маршрутам и полюбоваться здешней природой...
В аэропорту, позавтракав, мы достаточно быстро прошли регистрацию. На утренние рейсы "Ryanair" пассажиров было немного. Законопослушный работник аэропорта азиатской внешности взвешивал сумки всех пассажиров, проходящих на регистрацию. У меня перевес - 11,5 кг, а у Нади - 5,5 кг.
- Вы вместе летите?
- Да.
- Прошу вас пересмотреть свой багаж!
Несколько раз перечитали таможенные правила при пересечении норвежской границы на русском языке, но мало что поняли. Один литр спиртного - в одни руки, Один блок сигарет - в одни руки и всё в таком роде...
Необходимо также декларировать ремонт "чего-то такого, который обошёлся вам дороже 3000 крон. Цены в норвежском "duty free", наверное, "самые правильные" в европейских столицах, так как действительно в два и более раза отличаются от городских.
Мы перераспределили то, что возможно. Работник аэропорта перепроверил вес багажа и дал нам зелёный свет.
В 7:15 мы заняли свободные места в практически пустом самолёте, вылетающем в Тампере. Я насчитал не более двух десятков человек в салоне, желающих попасть в этот финский городишко. С задержкой в 1:45 взлетели в холодное норвежское небо. В распечатке билета прочли о том, что в случае двухчасовой задержки мы вправе требовать компенсации. Ещё полчаса самолёт кружил над небом Тампере. Пронесло!
В заснеженном и ещё более холодном Тампере местные таможенники на нас не обратили никакого внимания. Их четвероногий друг - ротвейлер - тоже. Аэропорт выглядел достаточно просто, напоминая собой бункер из пластика и металла. Хотя он считается крупнейшим на северо-западе по обслуживанию "дискаунтеров". На автостоянке нас встречал заждавшийся питерский таксист Дима, который на микроавтобусе "Ford" должен доставить нас в Северную столицу. Ещё перед отъездом в Ригу мы заказали эту услугу (45 евро). В Осло по счётчику мы смогли бы проехать лишь двенадцать километров на эти деньги, здесь же предстоит преодолеть почти триста пятьдесят километров с заездами в Лахту, Лапперанту и Тампере, с пересечением границы.
Весь день прошёл на колёсах. Кажется, что улицы и посёлки этой страны вымерли. Редкие пешеходы, редкие автомобили. Второй раз в Финляндии - и второй раз навевает скукой. Перед российской границей остановка у супермаркета.
- Двадцать минут на покупки и прогулки! - командует водитель.
В магазине всё по-русски: ценники, разговоры покупателей и продавцов. Видимо многие жители соседнего региона приезжают сюда за товаром. Берут помногу: себе, знакомым и на продажу. Я ограничился шоколадом "Fazer" и финским термосом.
Спустя пять минут мы были на границе. Вещи не проверяли. Штамп в паспорт - и вскоре встречает Родина.
В 22:20 у Нади поезд в Москву, и это обстоятельство заставляет волноваться. Ведь потом не докажешь северноирландской авиакомпании, что из-за её технических неполадок, произошло опоздание на московский поезд.
За полтора часа до отхода поезда наше волнение стало увеличиваться. Навигатор показывал, что при такой скорости движения до Московского вокзала остаётся ехать 1:45. Я сравнивал показатели моего навигатора и время отправления. Не успеваем!
Попытался выйти в Интернет, чтобы посмотреть наличие билетов на следующие поезда, но ресурсов моего мобильного телефона не хватило. На въезде в город пассажирка "маршрутки" спросила о планах водителя, на что он ответил, что завезет её на Петроградку, а потом нас на Московский вокзал, так как "всё равно ребята уже не успеют на поезд". Когда же я попросил его проехать по набережным, "осталось 6 км", он отрезал:
- Набережные на ремонте, а центр в это время стоит...
Но, несмотря на это, Дима проскакивал, то на жёлтый сигнал, то на зажигающийся красный. За четыре минуты до отправления поезда мы были на вокзале. Надя заблаговременно прошла электронную регистрацию на поезд (билет не требуется) и запрыгнула в первый же вагон, за две минуты до его отхода. Наш осенний спринт удачно закончился. Даже не верилось, что все маршруты чудом состыковались, что доставило ещё большее удовлетворение.
Финляндия: Тампере    Россия: Санкт-Петербург    Норвегия: Осло   
  • 314
  • 1
  • 2
В избранное ответить

Обсуждение последний ответ 5 апреля 2012

Трипстер
Трипстер Рекомендация
Узнать расписание поездов и купить железнодорожные билеты можно на сайте ufs-online.ru.
Plato
Naoborot mnogie muzei platnye! Besplatnye wsegda tolko 4 i free sunday tolko 2 muzeja iz 41. Munch-Museet toje platnyi
Задайте вопрос про город местным жителям и путешественникам,
уже побывавшим в нем
задать вопрос