ruukr

Париж. Вдохновение и разочарование.

Милан - Париж.
Сегодня последний день в Милане. Вечером мы улетаем в Париж. В планах было посещение музея науки и техники им. Леонардо да Винчи, велосипедного магазина "Oldo", поход в обувной магазин, который мы заметили накануне вечером, возвращаясь с вокзала в отель. С него решили начать, так как непрекращающийся дождь не оставлял шансов нашим кроссовкам.
Распечатав посадочные талоны на самолёт на стойке ресепшена, мы попрощались со "сладким" отелем "Zefiro". Но по пути заметили, что большинство магазинов закрыто. На дверях написано, что по понедельникам (lunedi) они открываются в 15:30. Но на наше счастье магазин "Cinti", марку которого я знаю уже больше пятнадцати лет, работал. В России этот бренд почему-то относится к дорогой обуви. Здесь же, судя по ценам - обувь среднего класса. Прикупив себе полуботинки и демисезонные сапоги, мы облегчённо вздохнули. Побывать в Италии и уехать без обуви - недоразумение. Хотя, как нам показалось, магазины Милана ориентированы на туристов, и цены в большинстве из них не отличаются от дисконтных московских цен. Может быть, время скидок вносит свои коррективы? Говорят, что есть аутлеты в окрестностях города, но на них у нас уже не было времени.
Добравшись до центрального вокзала, решили оставить сумки в камере хранения. Автоматической не обнаружили. В ручной - цена аренды ячейки 4 евро за сумку на пять часов, после чего - почасовая оплата.
Интересное бизнес-решение дополняет "кофе, сидя или стоя", "общий туалет для мужчин и для женщин". Для представительниц слабого пола на 20 евроцентов дороже. Мы ещё не знали, с какого вокзала будем уезжать, поэтому взяли багаж с собой.
Пока определяли направление движения по навигатору, в сторону веломагазина, поблудили по привокзальным улицам. Такого количества перекрёстков, пешеходных переходов, светофоров, закоулков мы ещё нигде не встречали. Из-за обилия светофоров приходилось часто нарушать правила дорожного движения, так как утомляли бесконечные остановки. А тут ещё непрекращающийся дождь.
Последним климатическим фактором оперативно воспользовались афроитальянцы и индусы. Сменив верёвочки и мячики на зонты по 3 евро, они навязчиво предлагают их прохожим (даже если у тебя он уже есть).
В итоге, мы вышли на широкую улицу под названием via Moscova (не знаю, имеет ли она отношение к нашей столице, но считается самой длинной в Милане - 1300 метров) и здесь уже, казалось, были у промежуточной цели - офиса автобусной экскурсионной компании. Решили сократить маршрут и опять заблудились. Так, чередуя навигатор, карту, интуицию и редкие подсказки прохожих, мы бродили по Милану.
В офисе компании нам не смогли сказать, где находится музей науки и техники, несмотря на то, что он был отмечен на их карте (там его не было), и посоветовали обратиться в городской туристический центр (тоже где-то спрятан).
Посетили расположенный в центре города спортивный магазин "Декатлон", где немного обновили себе и ребёнку гардероб. Ассортимент товаров, представленных в нём, нам понравился. Значительное различие с российским аналогом. Прежде всего это касается спортивного разнообразия. Заметно, что итальянцы более искушённые в спорте. Много принадлежностей для гольфа, верховой езды и других достаточно редко встречающихся видов спорта в России. Здесь произошёл небольшой инцидент: когда мы расплатились за покупки, обнаружили, что цены в магазине на товар, отличаются от пробитых в чеке. Решили разобраться. Но администратор, её помощница и кассирша меня не понимали. Пришлось опять применить математические выкладки. Таким образом мы "отвоевали" свои законные 5 евро. Не хотелось бы обобщать, но тенденция прослеживается.
Так, отмахиваясь, словно от навязчивых мух, то от продавцов зонтов, то от просящих милостыню чернокожих (под различным соусом), мы дошли до Домского собора. Вход в него бесплатный. Двое полицейских и один военнослужащий проверяют сумки граждан. Внутри достаточно просторно, несколько темновато. Собор - типичный представитель готической архитектуры. Это подтвердилось и при беглом внутреннем осмотре.
Магазин велотоваров мы обнаружили закрытым, что противоречило режиму работы. Поэтому, зайдя напоследок в супермаркет, чтобы докупить себе итальянских сувениров, мы отправились на вокзал, с которого "отправляются девяносто тысяч пассажиров ежедневно", как сказала русскоязычный аудиогид во время экскурсии.
На площади перед вокзалом возведён своеобразный памятник, в виде разноцветной иголки (двадцать восемь метров высоты) с ниткой в ушке. Благо, что он рядом, следуя той же карте-подсказке.
Увы, здесь нас постигло разочарование. Это был северный вокзал, с которого не могли отправляться девяносто тысяч пассажиров. Времени на пешую прогулку уже не оставалось, и мы опустились в метро. Наземные вестибюли станций метро отсутствуют, поэтому нужно быть достаточно внимательным, чтобы заметить красного цвета букву "М", которую издалека можно спутать с вывеской Макдональдса. Ветки подземки так же, как и в Москве, имеют цветовую и числовую индикацию. На крупных станциях есть информационные бюро, где можно получить исчерпывающие ответы на вопросы пассажиров. В очереди, судя по талону, мы - девятнадцатые. Поэтому уходим на самостоятельные поиски необходимых сведений из карты. Через пять минут мы уже знали нашу ветку, станцию и получили билеты в автомате. Практически все надписи дублируются на английском.
Вагоны метро выглядели старомодно (из шестидесятых годов), также как и большинство ретро-трамваев, но чистые. Интервал движения между поездами шесть-семь минут. Диктор названия станций объявляет с платформы, поэтому в вагоне его голос расслышать не всегда возможно. За десять минут до отправления мы уже обедали на втором этаже регионального поезда, следовавшего в Бергамо.
Уезжали из Милана несколько разочарованными. Город контрастов: дорогих бутиков и ночлежек, хорошо одетых людей и просящих милостыню. Нам он показался некомфортным или неудобным. Мы хотели посетить музей, но не нашли его, мы хотели познакомиться со столицей мировой моды, но не увидели в городе её приемлемых для себя вариантов.
В Бергамо оперативно прошли регистрацию, так как наученные предыдущим опытом, имели с собой распечатки посадочных талонов - "body pass". За несколько дней пребывания в Италии встретили лишь одно Интернет-кафе. Поэтому распечатали в гостинице (50 центов страница).
Итальянские сотрудники авиакомпании "Ryanair" значительно жёстче и скурпулёзней относятся и к багажу, и к пассажирам, чем их рижские коллеги. Перед входом на регистрацию находится специальный металлический ящичек размером 50х45х25 см, что характеризует габариты разрешённого к проносу в салон багажа. Всех "подозрительных" сотрудница авиакомпании просит пройти эту процедуру проверки. Кто-то избавляется от "ненужных" вещей тут же на месте, кто-то переупаковывает чемоданы, кто-то идёт доплачивать и сдавать их в багажный отсек. Мы уже на подходе определили, что одна из наших сумок не войдёт в этот ящичек, и освободились от газет, журналов, пакетов, перепаковали вещи. С трудом, но вошли. Правда нас отправили проходить ещё и дополнительную проверку виз у сотрудника авиакомпании, но это было мелкой формальностью.
Рейс задерживается на двадцать минут, как гласит электронное табло. Напоследок выпили кофе в баре аэропорта. Как и везде в Италии, чашка кофе "Эспрессо" и "Американо" стоит от 0,90 до 1,00 евро. Иногда отличается цена за кофе, употребляемое сидя за столиком и за кофе, употребляемое стоя - перед барной стойкой. Прошлись по магазинчикам (цены отличаются от городских в большую сторону на пятнадцать-двадцать процентов) - и на посадку.
С тридцатиминутной задержкой взлетаем в дождливое небо Ломбардии. До Парижа семьсот километров, в полёте один час, который проходит незаметно. Сотрудники развлекают пассажиров всевозможными предложениями различного товара на борту авиалайнера: часов, парфюмерии, еды, журналов, что напоминает собой вагон московской электрички.
Как в случае с Миланом, так и с Парижем, мы прибываем в маленький городок под названием Bouavаis, расположенный в восьмидесяти километрах от столицы.
На часах 22:00. Выбираем самый простой вариант - автобус. Проезд 15 евро, выдают билеты. Билетёрша - колоритная негритянка с сигаретой в руке, второй рукой отрывает корешки билетов. Она же по совместительству оказалась водителем автобуса. После посадки последнего пассажира попросила всех пристегнуть ремни. Как выяснилось - не напрасно. Соблюдение скоростного режима не в её правилах. Через 1:20 мы были в Париже, на площади Дворца Конгрессов.
Когда спустились в метро, выяснили для себя, что мы находимся на окраине. По карте определили необходимую нам станцию метро. Несмотря на множество линий (13 линий метро, 4 линии "Т" и 6 линий "S"), ориентировка не составила затруднений, также как и пользование автоматом по покупке билетов. Всё достаточно понятно, даже без перевода. Билет стоит 1,8 евро, им можно воспользоваться и на альтернативных видах общественного транспорта.
Мы сели на подошедший поезд и приготовились к долгой поездке. Действительно, она оказалась длительной, несмотря на небольшие расстояния между станциями. Поначалу мы уехали не в том направлении. Затем, когда мы проехали семь остановок, работник станции сообщил о том, что поезд дальше не пойдёт, и просьба к пассажирам - освободить вагоны. И вообще сегодня в этом направлении поездов не ожидается. Это конечно приблизительный перевод сказанного им. Мы пересели на соседнюю ветку и поехали дальше. Благо, что при пересадке не надо ничего доплачивать, также когда выходишь из метро, можно повторно воспользоваться этим же билетом. Не знаю, в течение какого времени. Из метро мы вышли спустя два часа поездки, проехав больше полусотни остановок. Вагоны более современные, чем в Милане. Двери необходимо открывать самостоятельно нажатием на кнопку или рычаг двери. Ездить в ночном метро нам показалось небезопасно, судя по пассажирам. Мы были последними пассажирами нашей станции, так как перед нами уже закрыли входные двери станции на замок.
В 1:30 мы оказались в отеле. Благо, что он находился неподалёку от метро. Обстановка и условия довольно обычные, на две звезды, что на наш взгляд, соответствует.


Париж. День первый: вдохновение.
Проснувшись в 11:30, из-за стука в дверь чернокожей уборщицы номеров, мы решили отправиться на пробежку. Навигатор указывал на близость парка Villette. Он действительно был в паре километров от нас. Небольшой, но с интересным дизайном. Множество необычных, порой авангардных, памятников и малых архитектурных форм. Например, велосипед Гулливера, в виде торчащего колеса, руля, пятиметровой педали и седла из земли. Или кинотеатр в виде зеркального купола. Как потом узнали, в парке находится музей науки и техники. Удивились количеству встречающихся бегунов. "Может они не работают?" - подумали мы.
В парке резвились малыши детсадовского возраста, преимущественно чернокожие. За плечами были прикреплены крылья мотыльков. Этакие гигантские бабочки. На окраине парка обнаружили с одной стороны музей науки и техники, с другой стороны - театр, в котором шла постановка "Ленин. Сталин", о чём свидетельствовали крупные рекламные афиши. Наш отель расположен в девятнадцатом районе, который граничит с кольцевой автодорогой - бульвар Периферик. Это городская окраина. Но предместьем здесь не пахло.
На обратном пути забежали в ближайший к отелю супермаркет "Pariprix". Удивились ценам, не в пример итальянским, и порадовались широкому ассортименту. Наш отель предлагал завтраки по 6 евро с человека. На 15 евро, потраченных в супермаркете, мы обеспечили себя завтраком, обедом и ужином. Когда вышли из него, услышали громкую речь, доносившуюся с расположенного рядом стихийного рынка. Она принадлежала торговцам-арабам, которые громко скандировали: "Тутта, тута...", что мы перевели, как фрукты.
Ещё раз удивились. Купили громадных размеров груши по полкилограмма каждая (1,5 евро за килограмм), бананы - 1 евро, яблоки - 0,75 евро, виноград - 1,2 евро, помидоры - 1,5 евро, мандарины - 1 евро/кг. И всё очень приличное. Цены на 30-50% отличались от магазинных. Единственное - отпугивал их зазывной голос. Надя подумала, что они обвешивают. Я не нашёл механизмов. Весы - электронные, желающим предлагают чеки.
Утро. Позавтракав, мы вышли в 14:00 на прогулку по Парижу. Решено не пользоваться общественным транспортом, чтобы больше узнать о городе и быстрее проникнуться его средой. Конечно, мы не знали расстояний, не было представлений о масштабах. Интуиция подсказывала, что размеры не устрашающие.
Вышли на авеню Фландре, на которой обнаружили стрелки, направляющие, кого на бульвар Периферик, кого в центр. Всё понятно. По пути встречалось множество супермаркетов. В некоторые из них возможно попасть, лишь отстояв большую очередь. Там торгуют большими партиями, о чём свидетельствовали ценники. "10 кг свинины - 40 евро", "20 кг картошки - 8 евро" и т.п. Также заметили множество Интернет-кафе. Они встречаются чуть ли не через каждые 300-500 метров.
Здесь рекламные вывески свидетельствовали о выгоде звонков в страны африканского континента и в направлении Индии. Как потом узнали, мы проживаем в негритянском квартале Парижа. Его жителей можно наблюдать в магазинах, парикмахерских, кафе с названиями "Мама Африка" и других менее привлекательных местах. Поначалу это даже веселило - обилие такой далекой нам культуры...
Погода была чудесная. Светило яркое солнце, +14®C. Климат в Париже видимо мягкий, так как вдоль тротуаров встречались пальмовые деревья, бамбуковые островки и магнолии. Как каштан является символом Киева, так платан может претендовать на символ Парижа, наряду с Эйфелевой башней. Его плотные светлые стволы, чешуйчатая кора, которая напоминает собой линяющую змею, встречаются повсюду и величественно украшают городской ландшафт.
Наша интуиция нас не подвела. Размеры Парижа невелики. Даже Питер или Киев превосходят его по площади. Через час ходьбы, пройдя площадь Сталинград, бульвар Севастополь, мы оказались на набережной Сены. По ней беспрерывно курсировали прогулочные катера. Вода выглядела загрязнённой, чем-то напоминала собой Яузу. Неподалёку находится музей Лувр, куда и направились.
Хочется заметить, что заблудиться в Париже невозможно, даже не зная иностранного языка. Возле каждого выхода из метро, а также на всех городских туалетах (последние бесплатные и представляют собой сенсорное чудо научно-технического прогресса) имеются карты района, а порой и всего города.
Городская сеть метро насчитывает триста станций и считается второй по величине в мире. Остановки располагаются, чуть ли не через каждые 500-600 метров. Также в городе много указателей в виде стрелок с названием достопримечательностей, что значительно облегчает ориентацию. Да и без них планировка выглядела достаточно гармонично, несмотря на множество перекрёстков.
Гуляя по набережной реки Сены, мы заметили множество магазинчиков, по которым можно сделать определенный вывод о пристрастиях парижан. На первом месте - это мотороллеры. Их, наверное, в городе больше чем автомобилей, что создает определенный шум. Ими заставлены автостоянки и тротуары. На втором месте были магазины цветов и зоомагазины. Лишь третье место занимали магазины одежды и фруктовые лавки.
Также повсюду встречались стоянки одного из популярных и быстрых общественного транспорта - велосипеда. Аренда этого двухколёсного транспорта - самая дешёвая в Европе - 1 евро в час, за день - 5 евро, залоговая стоимость составляет 150 евро.
Париж нам показался городом, где наиболее востребован этот вид передвижения. Но не для нас. С велосипеда невозможно заметить многих нюансов. Да и перекрёстки достаточно оживлённы. К тому же, водители не всегда соблюдают правила дорожного движения (ни разу нас не пропустили на пешеходном переходе, встречались случаи проезда на красный сигнал светофора).
Выходя из отеля, Надя взяла множество бесплатной рекламной туристической продукции (буклеты, ссылки на турагенства, музеи, туры), изучив которые, решили продолжить знакомство с обзорной экскурсией на автобусе. Самая демократичная из них стоила 22 евро и представляла собой двухчасовую поездку с девятью остановками. Билет действителен в течение сорока восьми часов. Аудиогид на восьми языках. Это нас устраивало. Возле Лувра должна находиться одна из остановок экскурсионного автобуса.
- Какие у тебя предпочтения в Париже? - спросила Надя в первый вечер, когда мы заселились в отель.
- Эйфелева башня, Монмартр, Монпарнас, Мулен Руж, Лувр, Новый Париж, Сорбонна, ресторан Максим, Собор Нотр Дам, Бастилия, Триумфальная арка, Елисейские поля, магазины парфюмерии, одежды, кондитерские, кухня... - ответил я ей. Я тогда ещё не знал, что стены старинной парижской тюрьмы легли в основу одной из городских площадей.
Это было на слуху, об этом часто читал, это встречалось в книгах, фильмах. Названия, которые манили ещё с детства и казались такими далекими и несбыточными.
И вот, оказавшись в этом городе, ты видишь то, о чём столько времени мечтал и даже, наверное, грезил. Когда мы сели в подошедший двухэтажный автобус и услышали приятный голос аудиогида, комментирующий картины, открывающиеся перед глазами под аккомпанемент классической музыки, ощущение сказки усилилось. Я фотографировал виды, открывающиеся со второго этажа автобуса: здания Лувра, соборы, пешеходов, благо что небо в этот день позволяло. Всё время пытался словить в необычный ракурс Эйфелеву башню, и не получалось. Быстро наступил закат, и мы любовались ночным Парижем.
Площадь Трокадеро, с которой открывается панорамный вид на башню. Сад Тюирильи, с его шелковичными рощами и песочного цвета грунтом. Елисейские поля, на оси - между Лувром и Триумфальной аркой. На них идёт полным ходом подготовка к предстоящему Рождеству. В виде однотипных белого цвета деревянных домиков, смонтирована "village Noel" (деревня Деда Мороза). Рабочие развешивают гирлянды, продавцы украшают витрины торговых палаток. Водитель автобуса делал непродолжительные остановки, чтобы желающие могли выйти из него. Но мы ехали, зачарованные Парижем. Кажется, что этот город нельзя не полюбить. Он манит, притягивает и завораживает. На остановке "Эйфелева башня" не удержались, и вышли полюбоваться этой "старой дамой", как называют её парижане. Действительно, Эйфель был грандиозным инженером. И спустя сто двадцать один год её триста метров и 12 000 умело собранных конструкций являются чудом дизайна. Хотелось пройти по её лестницам, но очередь несколько изменила наши планы.
На часах было 18:30, и мы отправились в обратный путь, исследуя только что пройденный маршрут, а заодно делая для себя небольшие открытия в этом городе. Здесь нет пробок, несмотря на пульсирующий транспортный поток. Парижане достаточно быстро ездят, но столкновений мы не обнаружили. На интенсивных городских перекрёстках полицейские (некоторые из них женщины) жезлом и свистком разруливают городской транспорт. Одну из них я сфотографировал. Но её напарница пригласила меня на разговор.
- Это запрещено законом, месье.
- Извините, я не знал.
- Отдайте Ваш фотоаппарат.
- Не отдам, фотографию я уже стёр, - парировал я. - Уже при подходе к ней я догадался это сделать, - примите мои извинения.
Наш спор продолжался пять минут. Я демонстрировал ей свои фотографии, она требовала мой гаджет. Но в конце концов уступила мне и напомнила о том, что стражей законов во Франции фотографировать запрещено.
Мы возвращались в отель в приподнятом настроении и - как дети радуются новой игрушке - восхищались увиденным. Находили множество отличий от предыдущих городов и удивлялись, почему же раньше мы не были в этом городе.

Париж. День второй: разочарование.
"Любовь - это устойчивое чувство, основанное на личных связях и отношениях. Влюблённость напоминает собой шампанское. Быстро пьянит и также быстро улетучивается" - сказал я одной из пациенток на сеансе психотерапии.
- Какие планы у нас на завтра, Слава? - спросила Надя после ужина. Время было уже далеко за полночь.
- Предлагаю сэкономить на времени тренировки и пробежаться через центр города в Новый Париж. Там установлен знаменитый современный архитектурный шедевр - Арка Де Фанс. Также там много деловых построек - небоскрёбов в стиле "хай тэк", что так не похоже на увиденный нами сегодня город.
- А вещи?
- Я возьму рюкзак, туда всё сложим. Яблоки, термос, шоколад и вещи с собой. Душ найдём, где принять. По времени, думаю, часа в полтора уложимся, несмотря на то, что это уже считается пригородом. Затем вернёмся в город. Сходим на Эйфелеву башню, продолжим автобусный экскурсионный маршрут. Останется время - Лувр, башня Монпарнас. Последняя занимает второе место в мире из самых уродливых строений. Также хотелось найти Мулен Руж, Монмартр. Мне кажется, что вечером мы проходили указатель на него. Предлагаю также посетить кафе возле Лувра. Там была очередь из немецких туристов. Видимо, из-за демократичных цен.
- Поддерживаю.
Проснувшись в 9:00, мы с нетерпением устремились на пробежку по Парижу. Я выбрал спортивную ходьбу, так как рюкзак с вещами затруднял бег. В городе бегуны встречаются повсеместно и в любое время суток, поэтому на нас практически не обращали внимания. По крайней мере, так казалось. Стихийные рынки встречались повсеместно. Фрукты, овощи, мясо, морепродукты, цветочные лавки. Многое удивляло.
Мы выбрали маршрут, отличный от вчерашнего - по параллельным улочкам, но и здесь было достаточно уютно. Если не считать жителей, представленных колоритными африканцами, арабами и индусами. Вчера они были поглощены нашим суженным вниманием, сегодня вызывали некоторое чувство досады. Встречаются среди них и представители интеллигенции и рабочего класса, но большинство выглядело тунеядцами. Через тридцать минут, пройдя восточный и северный железнодорожные вокзалы, мы оказались возле крупнейшего мирового музея. Дальше пробежались вдоль Елисейских полей и незаметно очутились возле Дворца конгрессов. Сюда два дня назад привёз нас автобус из аэропорта. Отсюда мы добрались в отель за два часа поездок на метро.
На хронометре - 1:05:20.
Мы практически пересекли город с севера - на запад, с заходом в центр, за это непродолжительное время. За дворцом конгрессов - окружная автодорога, за которой начинались парижские предместья. Как прочитали мы на сайте "русский Париж", это уже вторая и третья зоны общественного транспорта и нас за "нашу оплошность", когда мы спутали направление движения, могли оштрафовать в первый день поездок.
За бульваром Периферик просматривались дома из стекла и бетона, в центре которых грандиозно возвышалась футуристическая арка Дефанс. Спустя полтора часа тренировок мы были у цели. В арке размещались министерство железных дорог, экологии и другие правительственные учреждения.
Погода сегодня не блещет: пасмурное небо, +8®C. Побродив вокруг, изрядно подмёрзнув, мы ушли в недалеко расположенный торговый центр искать место, где можно освежиться и переодеться. Оказалось несложно. Кабинка с надписью "для инвалидов" - довольно подходящее и чистое место. Заметили большое количество асоциальных элементов негритянского происхождения, которые праздно шатались между торговыми залами. Один из них прямо в туалете распивал шампанское из бутылки. "Наверное, украл?", - подумалось мне. Спустя некоторое время он уже с собутыльником расхаживал по коридорам, и они, не прячась, пили уже другое шампанское (30 евро - бутылка), опять же из горлышка.
Мы же проследовали в известный у нас магазин "Ашан". Он в эти дни отмечает своё двадцатипятилетие, о чём зазывно свидетельствовали рекламные плакаты и брошюры, с предложениями скидок.
Не в первый раз замечаем, что российский аналог этого магазина значительно отличается от его французского собрата - как по ассортименту, так и по отношению к покупателям. Причём не в лучшую сторону. В Париже этот магазин оказался трёхэтажным. На каждом этаже соблюдался свой температурный режим. На первом этаже - винная продукция. Уже тот факт, что в гигантском супермаркете целый этаж отдан этому французскому бренду - вызывал уважение. Вина хранились партиями, как и полагается - лёжа, укутанные в соломенную стружку, лишь одна бутылка демонстрировала название и содержимое. На втором этаже располагалась продовольственная секция.
Мы остановили свой выбор на французском шоколаде, сыре и итальянском кофе. Третий этаж представлен промышленными товарами. Это самое тёплое место в супермаркете. Одновременно с совершением покупок мы обнаружили беспроводной Интернет и через "Skype" позвонили родным и друзьям. В этом гигантском торговом центре мы потратили практически два часа, но нисколько не пожалели об этом.
Возвращались в город по тому же маршруту, через Елисейские поля. На одном из домов завидели вывеску "Российский императорский чай Кузьмич". Зашли в магазин. Как следовало из рекламных буклетов, этому чайному салону 155 лет. До революции владелец марки - Кузьмичёв был поставщиком императорского двора. С 1917 года обосновался в Париже. Коробки и дизайн красивые и привлекают российской тематикой и кириллицей. Туристы берут охотно. Разрешается открыть коробки, чтобы оценить аромат. Обычный чай. Названия: "Детокс", "Настенька", "Матрёшка". Цена - от 12 евро за 100-граммовую банку. Видимо у бывшего поставщика дела идут неплохо, так как его "сувенирную продукцию" мы в дальнейшем не раз встречали в сетевых универсамах города.
Без труда обнаружили площадь Трокадеро и через неё вышли к Эйфелевой башне.
Уже на подходе к ней стали попадаться стайки негритянских торговцев, предлагающих сувенирную продукцию в виде дешёвеньких макетов и брелоков. Вчера мы смеялись, когда, завидев полицейских, толпа горе-торговцев перешла на противоположную от башни улицу и находилась там в ожидании их ухода. Сегодня блюстителей порядка не наблюдалось, и торговцы чувствовали себя достаточно вольготно. Сувенирная продукция предлагалась более чем навязчиво. Также как и "розы для дамы" со стороны индусов. С удивлением обнаружили несколько стаек арабов, которые занимались игрой в напёрстки. Думали, что это "развлечение" осталось лишь в памяти, как напоминание о лихих девяностых в истории России. Увы, оно перекочевало в Париж.
Тут же люди неизвестной нам национальности жарили каштаны в канистрах из-под топлива. Эйфелева башня напоминала собой некий восточный базар. Мы прогулялись между её фронтонами, посмотрели на громадную очередь в кассу и в ресторан. Входной билет на башню стоит 4 евро, если выбираешь лифт-подъёмник - 8 евро. Мы решили перенести наше восхождение на следующий день. Ареол таинственности и утонченности растаял.
Оставалась неохваченной вторая часть автобусной экскурсии, к которой мы здесь присоединились. Заметили, что отдельные чернокожие граждане пользуются автобусом, как способом бесплатного проезда, чему потакают чернокожие водители. Кто-то, не стесняясь, ставит ноги на сиденье. Мы не расисты, но временами хотелось врезать навязчивому темнокожему, пристающему с просьбой купить что-нибудь у него или просящему на выпивку. Это случалось часто. Их хищнические взгляды, изучающие и выжидающие момента для воровства, я ловил неоднократно.
Мы прослушали остававшиеся тридцать минут экскурсии. Удивились гуманности Людовика, построившего в XVI веке отель для инвалидов войн с госпиталем и собором, вмещавшем в своих стенах до 4 000 солдат и офицеров французской армии. Ехать на второй круг не хотелось. На остановке Лувр сошли. Вчера заприметили кафе напротив него, куда и направились. Цены во встречавшихся нам заведениях общепита "кусались" и начинались со второго десятка за блюдо. Многие из них не располагали к тому, чтобы зайти и выпить кофе.
Трогательно вспоминали Милан с его ароматными кондитерскими, кофейнями, пиццериями. В последних даже пиццу при тебе выпекали в печи. Увы, французская кухня приходит в упадок, точнее, туристы и эмигранты её погубили. Кебабы, шаверма, суши-бары, индийская мишмаш и прочая белиберда...
Кафе нам понравился непритязательностью. Точнее заведение было похоже на столовую, куда гиды приводят туристические группы. Любое блюдо с гарниром - 8,90 евро, суп - 4,50 евро. Здесь же дешёвенькое вино, по желанию подают воду со льдом. Одновременно с нами зашла русскоязычная группа. Гид - офранцуженная дама, громко комментировала: "это эскалоп, это азу, вино не входит, туалет внизу...". Нам было стыдно за неё, за соотечественников и мы спешно ретировались из этого заведения. Благо что посуду здесь можно не убирать за собой.
Французская мода, видимо, существует только на телеэкранах. В отличие от итальянцев, парижане одеты достаточно просто. Лучше, чем немцы, но не более того. Магазинов, продающих красивые и недорогие вещи, мы не встретили. Это же можно соотнести и к парфюмерии. По всему городу разбросаны сетевые магазины "Marionnaud", где на восьми языках говорят о "низких ценах" и скидках "25%". Даже с учётом бонусов цены там зашкаливают, и как минимум в два раза отличаются от тех, что на знакомом нам "E-bay". Увидели в витрине магазина знакомую марку часов. Нас не впустили в этот магазин. Там была кнопка, но охранник никак не реагировал на наше желание войти, молча наблюдая за моими потугами открыть двери. Лишь когда посетитель магазина вышел из него, мы смогли зайти.
Ассортимент, цены и полупустые витрины с остатками ценников отпугивали. Для кого этот город?
Поиск Монмартра не составил труда, и с высоты 145 метров мы любовались огнями ночного города. По крайней мере, Наполеон I был великим человеком, если смог заново отстроить такой город. С этой высоты не видно его стихийных базаров, не видно дешёвой сувенирщины, маячившей перед глазами. Правда и здесь наше спокойствие нарушила парочка чернокожих, подъехавших на дорогой иномарке с включённым рэпом в магнитоле. Они притормозили у входа в базилику и под фотовспышки демонстрировали окружающим свои браслеты.
- Пойдём домой, Надюша.
- Да, пойдём. А может быть, мы просто устали за сегодняшний день? На ногах практически двенадцать часов!
- Может быть.
В "Википедии" мы прочитали, что чернокожие составляют 15% населения Парижа. Основной район их проживания - девятнадцатый. Как раз там, где расположен наш отель. Думаю, что сведения устарели. Они везде. И на Монмартре негры пристают со своими нелепыми вопросами, и у Мулен Руж нагло вмешиваются в наш разговор. Ну а на площади Сталинград мы обнаружили пункты коллективной кормёжки, где их было сотни. Что это? Терпимость европейцев? Мы задавали себе вопросы и не находили ответов. Откуда у них деньги, чтобы приехать из своих банановых стран и жить в достаточно дорогом городе? Есть, конечно, индивиды, которые покупают готовые продукты в ближайшем супермаркете и перепродают их в лавке через дорогу или предлагают туристам, как домашнюю еду - в кафе. Но для этого необходимо образование и труд.
Чтобы как-то скрасить настроение, решили зайти в кафе, оформленное в стиле XIX века и без претензий во внешнем виде. Небольшая очередь свидетельствовала о доступности и популярности. К тому же весь день шёл дождь. Хотелось ароматного кофе и аппетитной булочки. Вывеска на кафе свидетельствовала о двухсотлетнем юбилее.
Кофе в бумажных стаканчиках, стоит 1,60 евро. Какой - неизвестно. Аромат мы так и не услышали. На булочке нас обсчитали на 25 евроцентов, так как ценник под ней указывал о другом. Уже не раз заметили, диссонанс расчётов и ценников, как правило, не в пользу покупателя.
- Слава, смотри, мышь! - вскрикнула Надя.
- Где?
- Да вот, на витрине!
- Из мармелада и шоколада?
- Нет, живая! Сидит и ест бутерброды и круассаны.
И действительно. Маленькая мышка, нисколько не смущаясь близости людей (бармена и покупателей), поедала сыр и колбасу, закусывая соседним круассаном. Даже моего фотоаппарата это парижское творение не испугалось и позировало перед камерой, как будто я снимал её для глянцевого журнала. Если бы я был чутким, то булочка с оливками могла извергнуться наружу. Пошутить? Спросить, сколько стоит блюдо "багет с мышкой". Не поймут. А то и фотоаппарат изымут. Скажут - происки зарубежных конкурентов.
Мы ушли в темнеющий Париж в надежде поскорее оказаться в нашем полутёмном номере отеля.
- Слава, ты не обидишься, если мы завтра не пойдём на Эйфелеву башню?
- Сам хотел тебе предложить аналогичное.
- Может, есть какие-нибудь города поблизости, чтобы посмотреть, как живут настоящие французы?
Мы "сёрфинговали" в Интернете чуть ли не два часа. Выбирали себе маршрут для загородной вылазки. Но решили, что никуда не поедем. Мы приехали в Париж. Францию и французов уже видели в Лионе, Страсбурге, Сент-Этьене. Да и проезд в поезде достаточно дорогой (отличается от итальянского в два с половиной раза).
- У нас же рядом, в парке Villette, есть музей науки и техники, планетарий. По посещаемости - четвёртый в Париже. Прогуляемся по нему, а утром побегаем вдоль канала.

Париж. День третий.
Пробежка с посещением супермаркета. Удивились возможности самообслуживания. То есть, выбрав товар самостоятельно - подходишь к роботу-сканеру, с которым потом и расплачиваешься банковской карточкой. Французы - инновационная нация, решили мы.
Музей науки и техники нас потряс. И хоть мы бывали в подобных местах (Кёльн, Амстердам), они все достаточно разные. Купили себе билеты на выставку достижений науки и техники, а также в планетарий. Несмотря на то, что всё было представлено на французском, иногда английском языках, мы получили колоссальное удовольствие от пятичасового нахождения в его стенах. Притом, что не прошли треть его залов. Франции есть чем гордиться. Промышленность, наука, сельское хозяйство. Создавалось впечатление, что мы перенеслись во времени - в будущее. В планетарии демонстрировался тридцатиминутный фильм "Виртуальный телескоп", который с удовольствием посмотрели в полулежачих мягких креслах. Уходили из музея с некоторым чувством сожаления и ощущением "чего-то не увиденного", так как музей в 18:00 закрывался. К тому же самый вкусный кофе из того, что пробовали в Париже, был представлен в его автоматах.
Вечернюю прогулку перенесли на северный вокзал. Наш утренний вылет - в 8:55. И хотя мы прошли электронную регистрацию, необходимо было решить вопрос с транспортом до аэропорта "Бовэ". Как следовало из Интернета, можно воспользоваться вариантом автобуса-шатла, реклама которого неоднократно встречалась в сети - самый простой вариант. Но неизвестно, как рано они начинают ходить. Решили добраться до "Бовэ" на поезде, а там до аэропорта рукой подать - пять километров, и ходит городской автобус.
В автомате по продаже билетов выбрали для себя голландский язык и разобрались с расписанием и стоимостью. Первый поезд - в 6:15, билет стоит 12 евро. Единственное - автомат не хотел принимать банковскую карточку. Это впервые на территории Франции. Отстояв в очереди, подошли к кассирше.
- Вы говорите на английском?
- Нет! - последовал ответ дамы лет сорока пяти.
- Мне два билета, во второй класс, до Бовэ, завтра утром.
Кассирша, видимо, понимала английский, так как тут же в обмен на карточку она выдала нам билеты на поезд Париж - Бовэ. Билеты не именные, срок действия - три месяца. При входе в поезд их необходимо прокомпостировать на платформе. Контролирующих органов заметно не было. Мы возвращались домой, довольные своим выбором, который пал на "другой Париж". Возможно, что порой необходимо отойти от привычных туристических стереотипов, чтобы получить удовольствие.
Вечер провели в Интернете, в поисках информации о городе, в который завтра полетим. Её оказалось мало. "Осло - наименее туристический город", - гласило изречение одного из туристов.
Будильник моего телефона прозвенел в 5:00. Пора в дорогу. Большую часть вещей - на себя. Во-первых, в Осло -6®C, во-вторых, наши сумки подозрительно увеличиваются из-за совершаемых покупок. За тридцать минут дошли до вокзала. Нашли свой путь и поезд. Отметили высокую комфортность, чистоту и удобство местных двухэтажных электричек. В них даже есть туалеты для инвалидов. По расписанию приехали в Бовэ. Возле вокзала - автобусная остановка.
Спустя две минуты подошёл автобус-шатл. Уплатив 4 евро, заняли места в полупустом автобусе. Немного волновались в пути, так как заявленные пять километров автобус проехал за тридцать минут. Он кружил подобно юле, заезжал в какие-то деревеньки, укутанные густым утренним туманом, проезжал торговые центры. В итоге оказались в аэропорту. Размеры последнего довольно миниатюрны. По расписанию и табло вылетов можно определить, что пользуется популярностью у двух авиакомпаний "Ryanair" и "Wizzair". Прошли регистрацию, во время которой у нас "отняли" полукилограммовую упаковку сыра "Camamber", купленную накануне в супермаркете. Девушка-таможенник, подобно овчарке-ищейке потрошила нашу сумку. Она проверяла в сумке наши пакеты, с пристрастием рассматривая содержимое каждого.
- Это что такое? Развяжите немедленно... Сало? - последнее слово было произнесено с украинским акцентом.
- Нет, сыр!
- Не положено! Запрещено к перевозке.
- Почему?
- Потому, что сыр не упакован в запаянный пакет... Необходимо выбросить!
- Не выбрасывайте... Я съем!
- Тогда выходите из зала посадки. Здесь нельзя. Выходите из зала регистрации.
- Тогда выбрасывайте.
Времени на "Камамбер" уже не осталось. Он улетел в урну с шампунями и зубными пастами. А в магазине беспошлинной торговли продавался подобный сыр, по цене в три раза превышающий только что выброшенный и также ... не запаянный.
Вовремя объявили посадку, вовремя взлетел полупустой самолёт (всего двадцать туристов решили посетить этот город), вовремя приземлились в заснеженном Осло. Здесь наши документы проверили ещё раз. Таможенник, с улыбкой во всё лицо, вежливо поинтересовался наличием у нас алкоголя, сала и сигарет, а также бронью отеля, датой вылета, обратным билетом. Удовлетворившись нашими ответами, он пожелал приятного отдыха в Норвегии. Заметили бесплатный Интернет в залах аэропорта. У водителя автобуса, разговаривающего на трёх языках и следовавшего в Осло, в кабине был установлен платёжный терминал, через который мы купили билеты до центра города (80 км). Путешествие продолжается!
Франция: Париж   
  • 551
  • 0
  • 2
В избранное ответить

Напишите свой ответ

Трипстер
Трипстер Рекомендация
Узнать расписание поездов и купить железнодорожные билеты можно на сайте ufs-online.ru.
Задайте вопрос про город местным жителям и путешественникам,
уже побывавшим в нем
задать вопрос